Тело. Движение и воображение. §2

«То, что находится внутри границ нашего тела, психологически весьма отлично от того, что находится за его границами. События, происходящие в теле, мы описываем при помощи средств, отличных от средств описания внешнего мира. В теле обычно происходит что-то смутное и трудно поддающееся вербализации (ср. тошнит, давит, сжимает). Тело диффузно и малопредметно, мир, напротив, оформлен и легче поддаётся описанию на предметном языке.

…Различие между телом и миром, которое мы сейчас описали, в психологии давно уже известно как различие между ощущением и восприятием. Прекрасный анализ этого различия был выполнен А.Бергсоном в книге «Материя и память», к которой мы теперь и обратимся.

Суть разницы между ощущением и восприятием, по мысли Бергсона, заключается в том, что восприятие есть виртуальное (т.е. отсроченное) действие тела, в то время как ощущение есть действие реальное».

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Менее подконтрольное нами воспринимается — опосредуется нашим сознанием, трактуется (как мы помним, восприятие всегда нагружено) и понимается. Чтобы существовать, ему нужно пройти через фильтры, создаваемые разумом.

«Усвоенная субъективная схема реальности, существующая в виде ли перцептивных конструктов, языковых игр, свёрнутых правил, ставших прозрачными и незаметно для меня структурирующих мир, вносит в него порядок и саму возможность разрядить «невыносимую плотность бытия». Набор существующих скрытых сетей, образующих конструкцию фантома, можно обнаружить в особых случаях: например, иллюзиях, наркотических галлюцинациях и пр.

Обнажение этой универсальной конструкции реализуется в классическом фантомном ощущении. После ампутации больной испытывает абсолютно реальные ощущения отсутствующей у него конечности, степень убедительности которых настолько велика, что, даже видя отсутствие ноги или руки, он тем не менее может пытаться на неё встать или потянуться к предмету. Фантом есть проявление свёрнутого зонда, чья усвоенная схема стала невидимой, но чьё существование становится очевидным при изменении условий функционирования. Подобные зонды в виде перцептивных схем, стереотипов движения, семантико-перцептивных универсалий, проявляясь в особых условиях, приводят к иллюзиям, внутри каждой из которых может быть найден этот скрывающийся зонд. Телесный фантом — просто наиболее демонстративный частный случай внезапного обнаружения ранее скрытой схемы, вернее — факта абсолютной необходимости её существования.

Фантомность мира нужно понимать не как его нереальность, а как единственно возможный вариант приспособления к миру, зависящий не только от его объективно существующих качеств, но и от возможностей и конструкции совокупности опосредствующих восприятие зондов. Искажения, вносимые в эти конструкции, могут менять качество воспринимаемого мира, остающегося на самом деле неизменным. Наркотическое опьянение, специальные психотехники, медитация, трансовые состояние на самом деле не открывают другой реальности, как склонны думать их апологеты, а скорее строят иной фантом. Причём непосредственно-чувственное переживание его реальности не более доказательно, чем ощущение реальности фантомной конечности или галлюцинации. Странные переживания больных в состоянии комы проще понять не как свидетельства «жизни после смерти», а как результат восприятия в условиях изменённого функционального состояния, как особый фантом функциональной депривации, неординарных условий функционирования. Сходство же подобных переживаний у различных людей доказывает не существование особого мира, а универсальность усвоенных перцептивных зондов».

«Психосемиотика телесности» (под общ. ред. и с предисл. И. В. Журавлёва, Е. С. Никитиной. Изд. 2-е)

Как тут не вспомнить, что магия — это воображение. Надо понимать, что события, приходящие в любом изменённом состоянии сознания, фантомны, «не существуют в (материальной) реальности», они вызваны некими имеющимися у нас схемами — как исчезнувший зонд, но реальны — как реакции и нервные импульсы, которые действительно происходят в теле человека, лишившегося конечности.

Существующие в нашем воображении вещи, события и люди реальны, в первую очередь, в своём влиянии на наши сознание и тело, т.е. будучи «несуществующими», они всё равно вызывают настоящие реакции. Это очень важно, поскольку существуют ситуации, когда в данном контексте, в данный момент времени индивидуальные переживания важнее и действеннее объективной реальности.

При условии, что вы всегда помните об их фантомности и индивидуальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Страницы ( 3 из 14 ): « Предыдущая12 3 45 ... 14Следующая »